Что ТМЗ хронический неплательщик в бюджеты всех уровней, давно известный факт. В местную казну завод задолжал по подоходному налогу, в областную и федеральную – по другим налоговым платежам. Сумма эта вместе с пенями и штрафами достигает нескольких сотен миллионов рублей. Предприятие из-за финансового положения не вошло в реструктуризацию долгов, и над ним с начала года занесен меч банкротства.
Многие эксперты давно склонялись к мысли, что ТМЗ сам не в состоянии погасить огромные долги, а солидные инвесторы не придут на предприятие с такой гирей непогашенных обязательств. Но достаточно радикальное решение о банкротстве завода до сих пор оттягивалось под различными предлогами: власти боялись социальных взрывов в Тутаеве (город в середине 90-х годов прошлого века был одним из центров забастовочного движения) и непредсказуемых последствий.
Сейчас после долгих переговоров ООО «Руспромавто» – дочерняя компания ИПГ «Сибирский алюминий» – согласилось вслед за ЯМЗ, ЯЗТА и ЯЗДА взять в свой автомобилестроительный холдинг и ТМЗ. Крупный пакет акций предприятия (около 18 процентов) перешел в собственность фирм, близких к российскому олигарху Олегу Дерипаске. На последнем собрании акционеров в июне представители «Руспромавто» вошли в состав совета директоров ОАО «Тутаевский моторный завод», заняв в нем большинство мест. Фактически контроль над предприятием обрели новые люди, представляющие интересы «Сибирского алюминия».
Банкротство ТМЗ – один из способов, который новые владельцы акций предприятия могут использовать, чтобы освободить его от непомерных долгов и взять самое ликвидное имущество. Этот вопрос, по нашей информации, был согласован в администрации области, и возможность банкротства ТМЗ как неминуемого для него блага публично озвучивал заместитель губернатора по промышленности Александр Федоров. Настороженность высказывали только представители администрации Тутаевского муниципального округа. Они обоснованно опасались, что на их долю придутся оставшиеся без работы люди с ТМЗ, которым будет нечего терять.
С другой стороны, налоговые органы давно хотели радикально решить вопрос с хроническим неплательщиком. Возможно, теперь им развязали руки. Решение коллегии Ярославского управления ФСФО о начале возбуждения дела о банкротстве генеральный директор ТМЗ Борис Пешков комментировать нашей газете отказался. Через своего секретаря он передал, что со всеми вопросами надо обращаться в администрацию области.
Представитель департамента промышленности «Белого дома» Сергей Федотов так объяснил ситуацию:
– Представители государственных фискальных органов – члены коллегии территориального органа ФСФО после обсуждения вопроса не возражали против начала возбуждения дела о банкротстве ТМЗ. Сама процедура пока не введена. В ближайшее время заявление о банкротстве должно поступить в Ярославский арбитражный суд, который и будет принимать окончательное решение. Инициировать такой вопрос ни местные, ни областные власти не могут – в случае ТМЗ, как градообразующего предприятия, подобные решения принимаются в федеральных органах власти.
Государству по-прежнему принадлежит 31 процент акций завода. На октябрь прошлого года основными акционерами ОАО «ТМЗ» являлись государство в лице Министерства имущественных отношений РФ (24,48 процента акций) и Российского фонда имущества (6,29), 9446 граждан России (35,88), ОАО ПФК «Автодизель-сервис» (14,33) и два номинальных держателя акций – ЗАО «Банк кредит свисс ферст бостон» (4,78) и ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (4,57).